Молитвенник

Когда я познакомилась с учением Бахаи, концепция молитвы была для меня практически новой. Я знала о существование молитв, к тому времени уже пыталась выучить Отче наш как нечто необходимое, но осознаваемое лишь на интуитивном уровне. Однако понимание сути и важности Слова Бога стало приходить намного позже, когда появился у меня первый молитвенник Бахаи.

В какой-то момент своей жизни я начала обращаться к Всевышнему через Иисуса, моля Его о чем-то или обещая Ему что-то (как правило, это случалось непосредственно перед экзаменами в институте). Но своими словами объяснить то, что я чувствовала, было непросто, ибо «речь моя была невнятна». Поэтому в то время мои «молитвы» были похожи на разговор нашкодившего ребенка с родителем, но все равно это давало ощущение, что тебя кто-то во Вселенной слышит и помогает.

Посещая собрания в общине бахаи, я увидела, что большинство встреч начинается с молитв. Тогда еще мало кто знал их наизусть, люди брали небольшие книжечки под названием «Молитвенник» и выбирали одну из них. Это было мое первое знакомство с этой книгой, которая стала одной из важнейших в моей жизни. И, конечно, я помню, как в первый раз прочитала коротенькую молитву на встрече — было немного страшно, это же такие важные слова, которые отличаются от того, что попадается нам на глаза ежедневно в газетах и журналах, на улицах и даже в книжках.

Интересно, что в учении Бахаи молитва — это явленное Слово, а не просто мои слова, хотя обращение к Богу в любой момент любым способом помогает и настраивает на определенный лад. Однако мы знаем, что Слово Бога обладает невероятной созидательной силой, и благодаря этому наш разговор с Творцом приобретает более возвышенное измерение.

Типичный молитвенник бахаи — это сборник молитв, явленных Бабом, Бахауллой и Абдул-Баха, который обычно подразделяется на несколько категорий, например «Помощь», «Дети», «Отрешение», «Семья», «Исцеление» и т.д. Такое разделение условно, оно зависит от содержания молитв, чтобы было легче найти нужную в подходящий момент.

«Пой, о слуга…»

В некоторых молитвенниках на русском языке приводится цитата из Писаний Бахауллы, где говорится о силе использования Слов, явленных Богом:

Пой, о слуга Мой, от Бога стихи, полученные тобой, как поют их те, кто близок к Нему, дабы сладость напевов твоих возожгла твою душу и привлекла сердца всех людей. Кто б ни читал в тиши своих стен Богоявленные стихи, ангелы-вестники Вседержителя разнесут повсюду ароматы слов, реченных устами его, и заставят сердце всякого праведника трепетать. Пусть вначале не будет заметно ему воздействия этих слов, но по данной ему благодати отзовутся они в свое время в душе его. Сим раскрываются тайны Божиего Откровения по Воле Того, Кто есть Исток силы и мудрости.

Этот отрывок всегда имел для меня какой-то мистический смысл. Особенно фраза про «ангелов-вестников», который разносят повсюду ароматы слов. Получается, что мы не просто «читаем» эти слова, даже если это происходит осознанно. Момент чтения явленного Слова, во-первых, «возжигает» нашу душу, во-вторых, эти слова влияют на окружающий нас мир и заставляют трепетать «сердце всякого праведника».  

Всемирный Дом Справедливости так говорит о силе Слове Бога:

Даже неграмотный человек способен откликнуться на возвышенный язык Священного Писания, так как именно сокровенный дух божественных Текстов трогает сердце. Бахаулла утверждает в известной Скрижали, что «Слово Божие есть царь всех слов, и всеохватное влияние его неизмеримо… Слово есть главный ключ ко всему миру, ибо им отпираются врата сердец человеческих, кои в действительности суть врата небес». Сердца притягиваются, и души получают подтверждение благодаря таинственному действию живого Слова, когда они с ним соприкасаются, — того Слова, которое продемонстрировало силу стимулировать интеллектуальное развитие.

Разделы в молитвеннике

Если мы впервые берем в руки молитвенник Бахаи, как разобраться в этих многочисленных разделах и какую молитву лучше всего выбрать? Некоторые из них довольно очевидны, другие не очень. Например, какую молитву читать при каких трудностях? Что поможет, когда у подруги невероятное затруднение в жизни или если я не подготовилась к экзамену, вместо этого листая фото с милыми котятами в Фейсбуке?

Похоже, чтобы разобраться, этому нужно посвятить какое-то время.

Я помню первый опыт молитвы, когда решение сложного вопроса пришло мне во время ее чтения. Возможно, до этого тоже были случаи, когда молитва оказывала свое воздействие, или находилось решение, но мне запомнился именно этот. Однажды много лет назад я была настолько поглощена личной проблемой, казавшейся мне неразрешимой, что обратилась к одной из самых могущественных молитв в учении Бахаи — Послание к Ахмаду. Интересно, что в ней Бахаулла дает условие для чтения этой молитвы: «Если кто в беде или горе прочтет сию Скрижаль с совершенной искренностью, Бог развеет его печаль, разрешит его трудности и устранит его беды». Или же в другой молитве говорится: «Кто произносит сию молитву со смирением и усердием…»

Эта фраза о «совершенной искренности» помогла мне кое-что понять — есть мощные молитвы, которые высвобождают огромную энергию для преобразования, однако если мы читаем любые молитвы с отрешением, пылом, искренностью и убежденностью, они принесут результат. Но, конечно, затем нужно действовать.

Со временем ко мне пришло убеждение, что для понимания сути и силы молитв, нужно читать разные и размышлять над ними, тогда, если мы знакомы со всеми, наша душа выберет ту, которая ей необходима в данный момент, и тогда категории в молитвеннике будут нам понятны.

Как найти нужную молитву

Иногда мы зацикливаемся на своей проблеме и слова молитвы как будто «пролетают», нам может показаться, что эта молитва не та, что нам нужна в данный момент.

Время от времени, особенно в моменты трудностей, хочется найти ту молитву, что выражает твои чаяния. К примеру, возьмем раздел «Помощь», который начинается с такой молитвы Бахауллы:

О Ты, Чей лик есть предмет моего обожания, Чья красота — святилище мое, Чья обитель — цель стремления моего, Чья хвала — моя надежда, Чье провидение — мой спутник, Чья любовь — причина моего бытия, Чье упоминание — утешение мое, Чья близость — мое желание, Чье присутствие — заветное чаяние и высшее устремление мое; молю Тебя — не отказывай мне в том, что определил Ты для избранных среди слуг Твоих. Напитай меня добром сего мира и мира грядущего.

Ты, воистину, Царь народов. Нет Бога, кроме Тебя, Вечно Прощающего, Наищедрого.

Можно задаться вопросом, что большая часть этой молитвы — описание моего отношения к Создателю, и лишь несколько фраз посвящены просьбе о помощи. Но, по моим ощущениям, взывая к Богу таким образом, мы успокаиваемся, наш разум проясняется, мы начинаем иначе воспринимать свою проблему и слова, которые мы читаем. Если Его красота — мое святилище и Его любовь — причина моего бытия, если все описанное — это моя жизнь, почему меня так тревожит моя проблема? Почему мне нужна Его поддержка и почему я сейчас обращаюсь к Нему?

Следующая молитва в этом разделе начинается с такого абзаца:

Мой Боже, мой Обожаемый, Царь мой, желание мое! Чьи уста сумеют выразить мою хвалу Тебе? Я был беспечен, Ты пробудил меня. Я отвернулся от Тебя, Ты милостиво помог мне обратиться к Тебе. Я был подобен мертвецу, Ты воскресил меня водою жизни. Я увядал, Ты возродил меня небесным потоком Твоих речений, излитых с Пера Всемилостивого.

Какое отношение эта часть молитвы имеет к тому, что мне сейчас нужна помощь? В нашем мире аббревиаций и ускорения темпа общения иногда хочется чего-то чудодейственного, вроде: «О Боже, очень-очень-очень нужна твоя помощь, помоги и не оставь», а тут целое размышление! Но, опять же, оно дает возможность сознанию сделать паузу, и, может быть, вдруг понять, в чем источник моих проблем, если я отвернулся, был подобен мертвецу и увядал. Что это означает в моей конкретной ситуации? Беспокойство по поводу самой проблемы нередко отходит на второй план. Иногда при чтении этой молитвы мне хочется остановиться и составить список того, где я отвернулась, где была бездыханна, а где увяла. Вот тогда появляются более глубокие озарения! А что реально делаю я сама, чтобы помочь себе? Если Божественная помощь будет мне ниспослана, готова ли я ее увидеть и принять?

Третья молитва в этом разделе начинается так:   

Ты видишь, о мой Боже, как Дневное Светило Твоего Слова сияет на небосклоне Твоего города-тюрьмы, ибо в стенах его Тот, Кто есть Явление Твое и Утренняя Заря света Твоего единства, возвысил глас Свой и речет хвалу Тебе. Так повеяли благоухания Твоей любви над городами Твоими и объяли всех обитателей Твоего царствия.

Вот это да! Здесь не до себя любимого. Эти слова заставляют задуматься о страданиях Бахауллы, в момент их чтения перед мысленным взором на миг возникает образ Акки, вспоминается ощущение, когда находишься в этой камере в городе-тюрьме зимой, — холод, безнадежность, пустота. И это размышление о тяготах и мучениях Благословенной Красоты подводит меня к созерцанию моей жизни и напоминает, что все не так уж и плохо.

Размышление об этих трех молитвах дает понять, что даже молитва помощи— это больше чем просьба о помощи, что мы вспоминаем многое и глубже задумываемся. И когда молитвенник становится нашей настольной книгой, к которой мы обращаемся в моменты радости и трудные времена, то слова из разных молитв сами собой всплывают в нашей памяти при необходимости.

Молиться ли о материальном?

Есть еще один момент, над которым я нередко задумываюсь. В молитвах о помощи мы просим о духовных вещах и о развитии Дела Бахауллы, и как-то неудобно просить о материальном, если наша истинная природа духовна. Но если Бог — это единственный источник помощи, Единый Творец, только Его Волю мы познаем и только Его благорасположение для нас важно, разве мы не можем просить у него и о материальном? Вот что говорит Абдул-Баха на этот счет:

О служанка Божия! Молитвы даются через вселенских Богоявлений. И если речь идет об обретении вещей материальных, в этом случае даже молитва нерадивого может оказаться действенной — если он в молениях смиренно просит Божией помощи.

Бог дает нам все: средства к существованию, пропитание, здоровье и процветание. В некоторых молитвах мы просим Его даровать нам все это. Например, мы просим Его: «Дай нам хлеб наш насущный, и пожалуй нам прибыток в нуждах жизни», «Жалки мы, даруй нам Твою милость; бедны, даруй нам долю от океана Твоего богатства», «Мы нуждаемся; одели и благослови нас от Твоей безграничной сокровищницы», «Я молю Тебя очистить меня водами Твоего благодеяния от всех напастей и недуга, от всякой слабости и немощи». Это и есть просьба о помощи в материальном мире.

Осознание, что мы можем просить помощи во всем, дарует свободу общения с Творцом. Он знает все мои мысли и поступки, и я хочу быть честной перед Ним. Но чтобы вести такой разговор, нужно, как мне кажется, вначале поговорить с собой (как бы странно это ни звучало!). Если мне нужна помощь в материальном, что я сама готова сделать для этого? Если мне нужно здоровье, что я смогу сделать, излечившись? Если меня беспокоит прибыток в нуждах жизни, то как я им собираюсь распоряжаться?

Кажется, что разговор о молитвеннике и тех, категориях, на которые он разделен, — это размышление о своих потребностях, духовных и материальных, о том, в чем действительно мне нужна помощь или за что я хочу выразить свою благодарность; это способность услышать тихий голос своей души, которая страстно желает чего-то и пытается нам об этом сообщить через молитву; это попытки изучать Слово Бога, явленное в молитвах, дабы наши разум и душа хотели одного и того же; это все более глубокое осознание, что за этим Словом, которое мы произносим утром и вечером, а иногда еще и в течение дня, кроется невероятная мощь, невидимая глазу, но доступная внутреннему взору.

Уже давно я обращаюсь к явленным молитвам вместо того, чтобы просить Бога своими словами о том, чего я хочу, потому что чтение молитвы всякий раз не дает мне глубоко погрузиться в свои эмоции и потерять из виду более широкую картину. Молитвы, открытые Бахауллой и Богоявлениями, мощные не только благодаря силе своих слов, но и потому, что они напоминают нам о великих духовных истинах, которые так легко забыть, когда мы увязли в мирских мелочах нашего материального бытия.

За долгие годы мы привыкли к молитвеннику в бумажной форме, однако сейчас есть многочисленные возможности всегда иметь его под рукой в электронной форме, например, приложение для Андроид или для IOS (телефон или планшет). Можно купить красочный молитвенник для детей или использовать общий молитвенник в формате Word.

О.Ш.

Оцените статью